29.05.2010
Как оформить уголок потребителя?

Как оформить уголок потребителя?


• Какие документы, и где должны располагаться на стенде уголок потребителя?

• Какие штрафы за нарушение оформления стенда уголок потребителя?

• От чего зависит наполняемость информационных стендов?

В настоящей статье мы рассмотрим актуальные вопросы, связанные со стендом уголок потребителя. Иногда, даже четко установленные нормы законодательства вызывают сомнения и вопросы со стороны предприятий и организаций, которые занимаются оказанием услуг населению, в чьи обязанности, собственно, и входит оформление информационного стенда уголок потребителя.

Присутствие уголка потребителя – это обязанность предприятия или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно соблюдать формулировку «стенд уголок потребителя», можно дать название, какое угодно: «Информационный стенд» или просто «стенд Информация для потребителя». Нужно, чтобы вся важная информация была размещена на стенде. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Данная статья требует довести до сведения потребителя информацию о государственной регистрации предприятия и название регистрирующего органа, также важны сведения о лицензиях и аккредитации, в случаях если осуществляемые виды деятельности подлежат лицензированию и (или) аккредитации.

Требования по размещению данной информации дублируются в пункте 10 правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (далее – Правила). Помимо этого сами Правила также должны находиться на информационном стенде уголок потребителя (п. 9 Правил).

Не предоставление данной информации на стенде, является грубейшим нарушением установленных правил продажи отдельных видов товаров и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф за нарушение Правил для предпринимателей составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для организаций – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июня 2009 г. № Ф03-2673/2009).

Можно попробовать оспорить санкции, сослаться на малозначительность нарушения. При условии, если других нарушений, кроме как отсутствие какой-либо информации на стенде уголок потребителя не выявлено. А информационный стенд своевременно дополнен необходимыми сведениями.

Случай:

В ходе проверки магазина установлено, что до сведения покупателей не доведена информация о сроке действия лицензии, об органе, выдавшем данную лицензию, кроме этого Правила отсутствовали на стенде информации. Суд пришел к выводу о наличии в действиях продавца состава вменяемого правонарушения. Вместе с этим, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, суд применил статью 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает возможность освобождения от ответственности при малозначительности правонарушения.

Суд установил, что продажа алкогольной продукции осуществлялась легально, документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, у продавца имелись. При проверке в магазине недоброкачественного товара не обнаружилось, ценники, оформлены верно. Нарушение - в виде отсутствия на стенде уголок покупателя правил продажи отдельных видов товаров, а так же информации о номере и сроке действия лицензии в наглядной форме устранены в ходе проведения проверки, других нарушений не выявлено. Также, ранее продавец к административной ответственности не привлекался (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая2009 г. № А65940/2009).

Статья 10 Закона и пункт 10 Правил не содержат прямой формулировки «стенд уголок потребителя» и рассматривают в целом требования, размещаемые не только на информационном стенде уголок потребителя, но и на фасадной вывеске. Требования сводятся к тому, что необходимая покупателю информация должна быть размещена в доступном для ознакомления месте.

Что считать удобным местом для ознакомления? С точки зрения судебной практики данное место должно отвечать двум критериям: «удобство и доступность» расположения стенда уголок потребителя с точки зрения покупателя. Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. № А5637254/2009, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. № А812251/2010). Конкретных условий, определяющих эти факторы, нет, так что придется самостоятельно оценить, насколько удобно для ознакомления расположен информационный стенд.

Кроме обязательной информации, которая должна быть размещена на стенде уголок потребителя, есть еще и дополнительная информация, важная при оказании услуг населению в сфере бытового обслуживания и розничной торговли. Наличие ее на информационном стенде законодательством не установлено, что не мешает Роспотребнадзору это наличие проверять.

Стенд уголок потребителя

Перечень информации:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Обращаем внимание, что распечатанный вариант данного Закона из интернета или других источников не всегда принимается проверяющими органами, как надлежащая информация. Инспекторы требуют размещения печатного издания Закона, ссылаясь на то, что потребители должны всегда иметь достоверную информацию, что не всегда могут предоставить источники из интернета;

2. Книга отзывов и предложений;

3. Правила пожарной безопасности;

4. План эвакуации в случае пожара;

5. Для предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению, – правила оказания бытовых услуг;

6. Для предпринимателей, оказывающих бытовые услуги, – прейскурант на предоставляемые услуги;

7. Телефоны экстренных служб и контролирующих органов;

8. Информация о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

9. Информация о запрете продажи отдельных видов товара несовершеннолетним покупателям (алкогольная продукция, табачные изделия);

10. Санитарно-эпидемиологические правила (для торговли и общепита);

11. Иные правила, регулирующие осуществляемый вид деятельности.

Юридическая консультация

Стенд уголок потребителя, классификация

Ольга Мащенко, эксперт

Все данные документы, которые должны быть расположены на стенде уголок потребителя, которые можно условно разделить на несколько групп.

Нормативные акты. Закон о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Различные специальные правила, регламентирующие отдельные направления деятельности (продажа алкоголя, бытовое обслуживание населения и др.).

Санитарные правила на стенде уголок потребителя. Всфере общепита, а также при торговле пищевыми продуктами необходимо позаботиться о наличии соответствующих санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01,СП 2.3.6.1066-01 (утверждены постановлениями главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. № 31,от7 сентября 2001 г. № 23).

Сведения о продавце на информационном стенде. Копии свидетельства о регистрации, лицензии (если деятельность лицензируется). Отметим, что иногда региональные власти устанавливают свои правила. К примеру, в г. Москве в торговых точках должно быть санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам с приложениями перечня видов выполняемых работ и (или) оказываемых услуг, ассортиментного перечня реализуемой (изготавливаемой) продукции (указания, утвержденные распоряжением департамента потребительского рынка Правительства г. Москвы от 30 мая 2003 г. № 31).

Контрольные измерители. При работе с мерными товарами в стенде уголок потребителя необходимо разместить контрольные весы, контрольный метр.

Книга отзывов и предложений. Книгу удобнее разместить на стенде уголок потребителя, но, согласно пункту 8 Правил, книга предоставляется по требованию покупателя, так что выставлять ее на информационный стенд не обязательно.

Иная информация на стенде уголок потребителя. Адреса и телефоны экстренных служб и контролирующих организаций: управление Госторгинспекции, департамента по защите прав потребителей, телефон районного УВД и др. При торговле табачными изделиями и алкоголем – сообщение о том, что продажа товара лицам до 18 лет запрещена. Правила пожарной безопасности, план эвакуации. Жестких требований к информационному стенду относительно иных документов нет (сертификаты качества, ассортиментный перечень, применяемые формы обслуживания), только если местные власти не обязывают размещать их на стенде. Однако все документы должны находиться в торговой точке. По требованию покупателей, при проверках они предъявляются.

Наполняемость стенда уголок потребителя может зависеть и от осуществляемой деятельности, к примеру, в аптечных учреждениях могут быть размещены нормативные документы по отпуску жизненно важных лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами...»).

Если ваша деятельность связана с оказанием населению парикмахерских услуг, тогда вам будут нужны на информационном стенде санитарные нормы и правила к оборудованию и помещению.

Если на вашем стенде уголок потребителя данная дополнительная информация не будет размещена, административную ответственность это не повлечет. Но это не значит, что данная информация не должна быть в наличии, у предприятия или индивидуального предпринимателя, учитывая, что региональным законодательством могут быть закреплены правила и требования о наличии на предприятиях розничной торговли или бытового обслуживания тех или иных нормативных документов. Причем данная информация, также как и информационный стенд уголок потребителя, должна быть размещена в удобном и доступном для ознакомления потребителем месте. Данное мнение подтверждается судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от30 октября 2009 г. № А3213376/2009 19/24374АЖ).


← Возврат к списку